398 обращений граждан поступило в Управление в первом полугодии 2017г.

С начала 2017 года в Управление Роспотребнадзора по КЧР поступило 211 письменных и 187 устных обращений от жителей республики и других субъектов РФ, что на 21% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Снижение числа обращений граждан объясняется, в том числе,  и новым порядком работы с жалобами, согласно которого потребитель обязан в первую очередь обратиться с письменной претензией  к продавцу или исполнителю услуг, а только затем, в случае невыполнения его законных требований – с жалобой в Роспотребнадзор.

Прежде всего, следует отметить, что в последнее время наметилась характерная тенденция: сократилось число жалоб, поданных гражданами лично. В настоящее время только 23% потребителей пришли на личный прием  в Общественную приемную и Консультационный центр; 46% консультаций получены потребителями по телефону;  11% жалоб поступили по почте. Особенно выросло число обращений, поступивших по электронной почте – 20%, несмотря на то, что с начала года введены правила, согласно которым рассмотрению подлежат только обращения граждан, прошедших авторизацию в системе ЕСИА портала госуслуг.

Также нужно особо подчеркнуть, что часть обращений граждан (9% от их общего числа), которые касаются  полномочий нашей службы,  поступают не напрямую в Управление, а сначала в различные органы государственной власти:  в Прокуратуру республики (11), Главе и Правительству КЧР (13), Президенту РФ, в различные органы федеральной власти, уполномоченным по правам человека и другие органы. В конечном итоге, они всё равно передаются по подведомственности для рассмотрения  Управлением Роспотребнадзора по КЧР, но при этом  сроки рассмотрения жалоб увеличиваются.

За первое полугодие 2017 года рассмотрено 391 обращение. Как никогда, значительное число обращений (7)  не подлежали рассмотрению, поскольку или были анонимными, или не содержали информацию о названии и адресе объекта, деятельность которого вызывала нарекания.

Также, значительная часть обращений (49),  что составляет 12,5 % направлены для принятия решений по подведомственности, поскольку нарушения, указанные в них не входили в компетенцию Управления.

 66% обратившихся с жалобами получили подробные разъяснения о причинах, исключающих вмешательство Роспотребнадзора в решение проблемы и консультации о своих дальнейших действиях.

По 83 жалобам, что составляет 21% от общего числа принятых к рассмотрению обращений возбуждены дела об административном правонарушении и проведены проверки. И меньше половины - только 40 из них (48%) частично или полностью подтвердились.

В разрезе тематики обращений граждан появились новые тенденции, хотя в общем значительных изменений не произошло. Вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как обычно,  касалась меньшая часть поступивших обращений (25%). Среди них, как обычно, больше всего жалоб - (25)  о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления.  Повышенное внимание населения к ликвидации несанкционированных свалок объясняется  проходящим в настоящее время  годом экологии, о чем подчеркивают в своих обращениях граждане.

На актуальность решения экологических проблем также указывает увеличение количества   жалоб на качество подаваемой населению водопроводной воды:  23 обращения. В аналогичный период прошлого года поступило 15 заявление данной тематики. Доля заявлений о плохом качестве питьевой воды возросла от 2,9% до 5,7%.  В первом полугодии чаще всего на качество питьевой воды жаловались жители Зеленчукского района. Также поступали жалобы от жителей Хабезского района и Карачаевского городского округа (п.Орджоникидзевский).

Далее по числу обращений можно выделить жалобы на условия проживания в жилых зданиях, помещениях (плесень, недостатки вентиляционной системы), шум от соседствующих объектов малого бизнеса, жалобы,  касающиеся  недостатков планировки и застройки населенных пунктов,  жалобы об условиях воспитания и обучения и др.

Как правило, большее число жалоб от граждан обычно поступает по вопросам нарушения прав  потребителей. В первом полугодии 2017 года  получено 141 устное и 139 письменных обращений, 59% из них – по вопросам нарушений прав потребителей в сфере розничной торговли. Нужно отметить, что число нарушений в области розничной торговли возросло, в аналогичном периоде их было лишь 44 %.

Примерно на том же уровне остается доля жалоб на нарушения прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 23% (21 % в аналогичном периоде 2016 года).

Кроме этого, несколько выросло число жалоб  на деятельность в сфере финансового рынка – 16 обращений: рост от 3 до 5,3%. Причем следует отметить, что все поступившие жалобы в сфере оказания финансовых услуг  были необоснованными:  потребители подписывали договор кредитования и сами допускали задолженности по платежам.  

Среди жалоб в сфере розничной торговли  снизилось число обращений по вопросам торговли продовольственными товарами:  5,6%  (8,8% - в  первом полугодии 2016 г.). Среди обращений на некачественные непродовольственные товары по-прежнему велика доля жалоб на некачественные гаджеты:  25 % от общего числа жалоб.

Нельзя не отметить снижение числа жалоб на некачественную мебель и нарушения прав потребителей при  устранении недостатков или возврате денег за некачественный товар: в первом квартале поступило 2 обращения, в то время, как в аналогичный период прошлого года получено 11 обращений. Всего за полугодие получено 7 жалоб на нарушение прав потребителей в торговой сети «Много мебели».

Из всех рассмотренных к настоящему времени  обращений,  18 жалоб рассмотрены с применением лабораторных методов исследований. Почти половина жалоб (40) в результате проверок и административных расследований подтвердились, в результате чего были составлены 47 протоколов об административных правонарушениях, на основании которых виновные лица привлечены к административной ответственности. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения двух обращений потребителей, составлены исковые заявления и поданы в суд.

Е.Покровская,

пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по КЧР

Превью для новостей: