587 обращений граждан поступило в Управление за 9 месяцев 2020г.

За 9 месяцев 2020 года в Управление поступило 587 обращений граждан, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) их число снизилось на 17%.

Прежде всего, следует отметить, что в последнее время наметилась и поддерживается характерная тенденция: сократилось число жалоб, поданных гражданами лично. В условиях пандемии этот процесс  ещё больше усилился. В настоящее время только 14% потребителей пришли на личный прием  в Общественную приемную и Консультационный центр, в  аналогичный период прошлого года (АППГ) их было 16%, 2018г -  20%., 2017 г. – 23%. Неуклонно растет число обращений, поступивших по электронной почте – 27%.

В указанный период (9 месяцев) 2020 года рассмотрены все поступившие обращения. Следует подчеркнуть, что часть обращений граждан (20% от их общего числа, в АППГ – 18%), которые касаются  полномочий нашей службы,  поступают не напрямую в Управление, а сначала в различные органы государственной власти:  в Прокуратуру республики (46), в органы исполнительной власти КЧР (37), Президенту и Правительству РФ, в различные органы федеральной власти, уполномоченным по правам человека и другие органы. В конечном итоге, они всё равно передаются по подведомственности для рассмотрения  Управлением Роспотребнадзора по КЧР, но при этом  сроки рассмотрения жалоб для обратившихся граждан увеличиваются.

Одновременно, значительная часть письменных обращений,  что составляет 25% (22% в АППГ),   направлены в другие органы для принятия решений по подведомственности, поскольку нарушения, указанные в них не входили в компетенцию Управления.

 67% обратившихся с жалобами получили подробные разъяснения о причинах, исключающих вмешательство Роспотребнадзора в решение проблемы,  и консультации о своих дальнейших действиях.

По 47 жалобам, что составляет 8% от общего числа принятых к рассмотрению письменных обращений, возбуждены дела об административном правонарушении и проведены внеплановые проверки и административные расследования. И больше половины - 28 из них (60%) частично или полностью подтвердились.

В разрезе тематики обращений граждан значительных изменений не произошло. Вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как обычно,  касалась меньшая часть поступивших обращений – 32,5% (32% в АППГ). Среди них, лидирующую позицию занимают жалобы о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления (23 обращения, 58 обращений в АППГ); остаются на второй позиции жалобы на качество питьевого водоснабжения (20 обращений, 29- в АППГ).  За последние три года доля заявлений о плохом качестве питьевой воды среди всех обращений граждан возросла с 9,8% до 12%, но в текущем периоде снизилась до 3,4% от общего количества обращений.  Чаще всего на качество питьевой воды жаловались жители г.Черкесска, Зеленчукского, Ногайского, Усть-Джегутинского, Прикубанского районов.

Далее по количеству среди  обращений на нарушения санитарного законодательства можно выделить жалобы  на нарушения  воздействия физических факторов (шум, электромагнитные излучения и др), качество пищевых продуктов, в эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, а также о планировке и застройке городских и сельских поселений.

 Как правило, большее число жалоб от граждан поступает по вопросам нарушения прав  потребителей. За 9 месяцев 2020 года  получено 101 устное и 396 письменных обращений, 34% из них – по вопросам нарушений прав потребителей в сфере розничной торговли. Нужно отметить, что доля нарушений в области розничной торговли немного снизилось в сторону роста числа жалоб на нарушения в области оказания услуг:  в аналогичном периоде прошлого года на их долю выпадало 40 %.

В  отношении нарушений прав потребителей в сфере оказания услуг как всегда, стабильно высокой остается  доля жалоб на нарушения прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 29,5% (29% в АППГ).  На второе место по количеству вышли обращения в сфере оказания услуг связи: 8,3% от общего числа  жалоб на нарушение прав потребителей (в АППГ – 5%). Среди прочих, остается заметным число обращений на нарушения в торговле пищевыми продуктами, нарушения на финансовом рынке, оказание бытовых услуг, нарушения при дистанционных способах розничной торговли (через Интернет, мобильные приложения), нарушения при оказании транспортных услуг.

Из всех рассмотренных к настоящему времени  письменных обращений,  1,3 % (3% в АППГ)  жалоб рассмотрены с применением лабораторных методов исследований. Необходимо отметить, что в большей части жалобы потребителей подтверждаются. Из 48 обращений граждан, по которым в указанный период 2020 года проведены проверки, контрольные закупки и административные расследования, в  60,4% (64% в АППГ) зафиксированы факты нарушения законодательства. Этот показатель остается достаточно стабильным, в 2018 году он составлял 65%, в 2017 - 60%, в 2016 -   62%. Всего за 9 месяцев 2020 года при рассмотрении обращений граждан составлено 34 протокола (99 протоколов в АППГ), подано 1 исковое заявления в суд в защиту прав конкретных потребителей.

 

Е.Покровская, пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по КЧР

Превью для новостей: