О санитарном состоянии населенных пунктов КЧР за период 2011 года

 

О санитарном состояниинаселенных пунктовКЧР за период 2011 года

 

 

В соответствии с письмом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №01/9680-1-32 от 01.08.2011г., направляем в Ваш адрес информацию о санитарном состоянии населенных пунктов КЧР.

На территории Карачаево-Черкесской республики, несмотря на проводимый объем работ, сложилась неудовлетворительная обстановка со сбором ТБО и эксплуатацией мест складирования бытовых и промышленных отходов.&nbsp

Так в республике эксплуатируется 67 полигонов твердых бытовых отходов и санкционированных свалок и только один полигон получил положительное санитарно-эпидемиологическое заключение при вводе в эксплуатацию (полигон организации КЧР "ЭКО" в Усть-Джегутинском районе). Эксплуатация полигонов не отвечает требованиям санитарных норм и правил, при этом полигоны больше похожи на неорганизованные свалки, так как 60% полигонов не имеют даже собственной ограды. Из перечисленных 67 мест приема твердых бытовых отходов – у 23 имеются какие-либо документы на полигон, но санитарное содержание полигона или свалки неудовлетворительное, 48 не имеют официально оформленных документов, санитарное содержание полигонов неудовлетворительное. Указанные свалки не электрифицированы, без охраны и необходимых хоз.построек, не проводится мониторинг влияния свалок на окружающую среду и ареал обитания человека.

Второй составляющей этой проблемы, является неудовлетворительное состояние территории населенных пунктов республики. В прошедшем 2011 году централизованно вывезено на места сбора ТБО лишь около 40 тыс. тонн бытовых отходов, что составляет 30-35% от общего количества ТБО. Остальная часть скапливается на несанкционированных свалках вдоль дорог и в окрестностях населенных пунктов. Во многих муниципальных поселениях Карачаево-Черкесской республики до сих пор не отведены узаконенные места для сбора и хранения бытовых отходов и отходов животноводства.

К примеру, на Зеленчукский, Малокарачаевский и Урупский районы существует по одной документально утвержденной мусорной свалке (и то документация представлена только Постановлением Главы района на утверждение отведенного земельного участка под полигон твердых бытовых отходов), т.е. никаких проектных работ, согласования с заинтересованными службами и т.д. нет. В Карачаевском районе таких свалок - две, и те лишь III категории. В Усть-Джегутинском районе - 1, Прикубанском -1, Адыге-Хабльском - 11. Полигон г. Карачаевска при проверке в 2009 году совместно с сотрудниками прокуратуры был передан в суд на приостановление деятельности. На данный момент он официально закрыт. Отходы г. Карачаевска и прилегающих сел вывозятся на полигон ТБО КЧР "ЭКО" в г. Усть-Джегута. При проверке полигона ТБО г. Теберда установлено несоответствие полигона санитарным правилам, материалы переданы в суд на приостановление деятельности. Действие полигона приостановлено судебным решением.

На территории республики действует организация по сбору, хранению, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов – КЧР "ЭКО".

КЧР "ЭКО" функционирует частично на территории Абазинского, Адыге-Хабльского, Ногайского и двух населенных пунктов Прикубанского районов (п. Ударный, С. Знаменка). Сельские муниципальные образования не справляются с поставленной задачей, в результате чего на окраинах сел образуются несанкционированные свалки.

Во всех районах без исключений слабая материально-техническая база коммунальных хозяйств: недостаточно спецтранспорта, оборудованных контейнерных площадок, самих контейнеров, дворников и шоферов, инвентаря. Влияет также низкая культура населения, которое не пытается, облагородить свой населенный пункт, допуская образование свалок. Ситуацию усложняет работа КЧР "ЭКО" осуществляемая с перебоями по причине отсутствия финансовых средств на текущие расходы (ГСМ, текущий ремонт и др.), не своевременные сборы оплаты за оказанные услуги.

Однако имеются и положительные результаты работы.

В 2011 году Мэрией г. Черкесска для МУП "Спецавтохозяйство г. Черкесска" приобретено 7 единиц различной техники: мусоровозы, машины для механической очистки, экскаваторы. Территория обслуживается УКЖХ г. Черкесска, МУП "Спецавтохозяйство г. Черкесска", ООО "Жилищно-эксплуатационное управление".

Территория Карачаевского городского округа обслуживается ООО "Региональные коммунальные системы", ООО "Управляющая компания ЖКХ г. Теберда". Предприятием в лизинг приобретен спец.транспорт. Территория Карачаевского района обслуживается МКП "Правокубанское ЖКХ", образованное в 2010 году. Осуществляется разработка генерального плана застройки Карачаевского района.

Недостатком в работе муниципалитетов в данной ситуации можно считать отсутствие систематичности проводимых мероприятий и наличие только сезонного фактора (т.е. уборка только в весеннее - летний период, при проведении республиканских субботников).

По результатам контрольно-надзорных мероприятий за санитарным состоянием и благоустройством населенных пунктов КЧР за период 2011 года составлено 20 протоколов, в том числе 4 совместно с прокуратурой, вынесено 20 постановлений о наложении штрафов на сумму 321 тысяча рублей, в том числе 100 тысяч на юридическое лицо, выдано 16 предписаний.

Как и прежде, для улучшения санитарно-экологической обстановки в КЧР необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Разработка целевой республиканской программы по обеспечению должного санитарного состояния в населенных пунктах КЧР.

2. Разработка генеральных планов застройки населенных пунктов КЧР.

3. Проектирование и строительство полигона для утилизации и складирования токсичных отходов производства. Разработка и реализация мер по решению проблем, связанных с отходами, не подлежащими использованию и переработке (пестициды, ртутьсодержащие отходы, минеральные удобрения и другие токсичные отходы).

4. Привести в соответствие документацию на полигоны, договора на вывоз и утилизацию ТБО в районных и сельских поселениях.

5. Активизировать работу административных комиссий в районах и городах КЧР.

6. Привести в соответствие имеющиеся полигоны ТБО, получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии полигонов санитарным нормам и правилам.

7. Внедрение безотходных и малоотходных технологий промышленного и сельскохозяйственного производства.

8. Ускорить строительство и ввод в эксплуатацию мусороперерабатывающего завода.

9. Разработка и утверждение генеральной схемы очистки населенных пунктов от ТБО, согласование с заинтересованными службами.

10. Оснащение материально-технической базы коммунальных предприятий в соответствии с нормативами (спецтранспорт, уборочный транспорт, контейнера и контейнерные площадки).

11. Увеличение штата сотрудников коммунальных служб (дворники, мастера).

12. Осуществление озеленения и благоустройства мест общего пользования, улиц, дорог, придомовых территорий.

13. Активизировать работу с населением (санитарно-просветительная работа).