В 2017 году отмечено снижение числа обращений потребителей

С начала 2017 года в Управление Роспотребнадзора по КЧР поступило 363 письменное и 224 устных обращений от жителей республики и других субъектов РФ, что на 22% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Снижение числа обращений граждан объясняется, в том числе,  и новым порядком работы с жалобами, согласно которого потребитель обязан в первую очередь обратиться с письменной претензией  к продавцу или исполнителю услуг, а только затем, в случае невыполнения его законных требований – с жалобой в Роспотребнадзор.

Прежде всего, следует отметить, что в последнее время наметилась характерная тенденция: сократилось число жалоб, поданных гражданами лично. В настоящее время менее 30% потребителей пришли на личный прием  в Общественную приемную и Консультационный центр; остальные консультации получены потребителями по телефону, а жалобы поступили по почте. Особенно выросло число обращений, поступивших по электронной почте – 33%,  в первом полугодии их доля составила 20%. И это несмотря на то, что с начала года введены правила, согласно которым рассмотрению подлежат только обращения граждан, прошедших авторизацию в системе ЕСИА портала госуслуг.

Также нужно особо подчеркнуть, что часть обращений граждан (17% от их общего числа; 9% - в первом полугодии текущего года), которые касаются  полномочий нашей службы,  поступают не напрямую в Управление, а сначала в различные органы государственной власти:  в Прокуратуру республики, Главе и Правительству КЧР, Президенту РФ, в различные органы федеральной власти, уполномоченным по правам человека и другие органы. В конечном итоге, они всё равно передаются по подведомственности для рассмотрения  Управлением Роспотребнадзора по КЧР, но при этом  сроки рассмотрения жалоб увеличиваются. Также имеется противоположная тенденция: 17% от поступивших обращений передано для решения по подведомственности в организации, уполномоченные по решению затрагиваемых в жалобах вопросов.

 

За  9 месяцев 2017 года специалистами Управления рассмотрено 580 обращений. Как никогда, значительное число обращений (7)  не подлежали рассмотрению, поскольку или были анонимными, или не содержали информацию о названии и адресе объекта, деятельность которого вызывала нарекания.

 53% граждан, обратившихся с жалобами получили подробные разъяснения о причинах, исключающих вмешательство Роспотребнадзора в решение проблемы и консультации о своих дальнейших действиях.

По 137 жалобам, что составляет 38% от общего числа принятых к рассмотрению обращений, возбуждены дела об административном правонарушении и проведены проверки. И больше половины - 75 из них (54%) частично или полностью подтвердились.

 

В разрезе тематики обращений граждан закрепились новые тенденции, хотя, в общем, значительных изменений не произошло. Вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как обычно,  касалась меньшая часть поступивших обращений (27%). Среди них, больше всего жалоб – 45 (28%)  на качество подаваемой населению питьевой воды; в их числе 23 письменных обращения, 19 из которых поступили через различные органы государственной исполнительной власти. В аналогичный период прошлого года поступило 15 заявление данной тематики. Среди общего количества обращений граждан доля заявлений о плохом качестве питьевой воды возросла от 3,9% до 7,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.  В текущем году чаще всего на качество питьевой воды жаловались жители Зеленчукского района. Также поступали жалобы от жителей Хабезского, Адыге-Хабльского районов и Карачаевского городского округа (п.Орджоникидзевский).

О сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления поступило 16 обращений.  Повышенное внимание населения к ликвидации несанкционированных свалок, отмеченное в первом полугодии, к  настоящему времени пошло на спад.

Далее по числу обращений можно выделить жалобы на условия проживания в жилых зданиях, помещениях (плесень, недостатки вентиляционной системы), шум от соседствующих объектов малого бизнеса, жалобы,  касающиеся  недостатков планировки и застройки населенных пунктов,  жалобы об условиях воспитания и обучения и др.

 

Как обычно, большее число жалоб от граждан поступило по вопросам нарушения прав  потребителей: за 9 месяцев 2017 года  получено 154 устных и 253 письменных обращений, 40% из них – по вопросам нарушений прав потребителей в сфере розничной торговли. Нужно отметить, что число нарушений в области розничной торговли снизилось, в аналогичном периоде прошлого года жалоб этой тематики было 65 %.

Снизилась доля жалоб на нарушения прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 14% (21 % в аналогичном периоде 2016 года).

Вместе с тем, несколько выросло число жалоб  на деятельность в сфере финансового рынка – 19 обращений: рост от 2,2% до 3,4% в сравнении с прошлым годом. Причем следует отметить, что все поступившие жалобы в сфере оказания финансовых услуг  были необоснованными:  потребители подписывали договор кредитования и сами допускали задолженности по платежам.  

Среди жалоб в сфере розничной торговли  снизилось число обращений по вопросам торговли продовольственными товарами:  3%  (10% - в  аналогичном периоде 2016 г.).

Среди обращений на некачественные непродовольственные товары по-прежнему велика доля жалоб на некачественные гаджеты:  30 % от общего числа жалоб (25% -  в  аналогичном периоде 2016 г.).

 Нельзя не отметить значительное снижение числа жалоб на некачественную мебель и нарушения прав потребителей при  устранении недостатков или возврате денег за некачественную мебель: за девять месяцев поступило 13 обращений, в то время, как в аналогичный период прошлого года таких обращений было 40. Почти все они (12 жалоб) -  на нарушение прав потребителей в торговой сети «Много мебели».

Из всех рассмотренных к настоящему времени  обращений  32 жалобы рассмотрены с применением лабораторных методов исследований. Большая часть жалоб (67%) в результате проверок и административных расследований подтвердились, в результате чего были составлены 76 протоколов об административных правонарушениях, на основании которых виновные лица привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафов составила почти 757 тысяч рублей.

 

Е.Покровская,

пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по КЧР

Превью для новостей: